новые тексты

Психологический разбор персонажа из фильма Барби

Идеальная куколка в идеальном мире


Барби: живет идеальными представлениями о реальном мире, с которым потом сталкивается. Она узнает что такое эмоции и каково это чувствовать противоречия внутри себя (внутренние конфликты, которым подверженны все женщины), ощущает свою неидеальность, принимает ее и хочет дальше пробовать реальный «взрослый» мир

Метафора: взросление, переход от детства в мир взрослых, где все не просто и не однозначно. Переживание когнитивного диссонанса от внешних требований и внутренних потребностей. Переработка интроектов (убеждений) о мире и других людях в более реалистичное отношение к себе и другим

Кен: существует только пока существует Барби, «я есть только когда ты обращаешь на меня внимание», увязался за Барби в реальный мир и познакомился с патриархатом, радостно принес его в Барбиленд, почти превратив его в Кенолэнд.

Метафора: попытка узнать себя, найти свое «место», идентификация. Причем такой бунтарский, подростковый — ты меня не замечаешь и не любишь, тогда я уничтожу твой мир и сделаю свой собственный (аннигилирующая агрессия, то есть не направленная на изменение ситуации, а только на разрушение).

Линия отношений матери и дочери: тут просто, дочь выросла и стала колючим подростком, а мать живет прошлыми воспоминаниям, когда они еще были близки. В процессе этого путешествия в барбилэнд дочь видит в матери какие-то отрицаемые ею же черты (странность, мрачность) и начинает уважать ее, теплый контакт восстанавливается.

Звучат темы патриархата, феминизма, мизогинии, сложности сепарации для обеих сторон, нарциссическое стремление быть идеальным и принятие себя неидеальным, живым, человечным, плачущим, бессильным или счастливым.

Еще я бы сказала что плачу каждый раз в фильмах где есть отношения матери и дочери, потому что это сложная тема и чаще всего отношения у девочек с мамами мягко говоря не очень, и я не исключение. Редко когда отношения уважительные, взрослые, на равных — чаще это несоблюдение личных границ, нежелание общаться прямо, коммуникация через манипуляции чувствами вины/обиды, пассивная агрессия, обесценивание и другие виды психологического насилия. Другой полюс — чересчур дружеские отношения с мамой (когда обсуждается абсолютно все вплоть до интимной жизни), что тоже не является признаком завершенной сепарации.

Еще была любопытна линия Кена: он ощущал себя как бы «приложением» к Барби, он не мог заявить ей об этом прямо, ну потому что барбиленд был так устроен, что все как-то работало и никто не задавал вопросы, как. Ему не было места в ее идеальном доме и ему не было места в ее душе, она не любила его и не хотела отношений. В «реальном мире» он увидел «мир мужчин», почувствовал уважение (которое было просто вниманием, но ему же и этого не хватало, легко спутать любовь с вниманием), и принял патриархат как свою новую «религию», затянув туда других Кенов. При этом, в душе оставаясь таким же одиноким и нуждающимся, ведь внимания от Барби он не получал. И тут можно предположить динамику детско-родительских отношений, даже травму привязанности: ребенок всеми силами пытается привлечь внимание эмоционально холодной матери (избегающий тип), он и тихо переживает, и пытается впечатлить трюками (серфинг), и бунтует, но все напрасно. Барби советует ему «понять, какой ты без меня», очень мудрые слова, и ему предстоим это сделать. А Барби и так знает, чего она хочет — стать «настоящей девочкой» (отсылка к Пиноккио)