Гештальт-терапия:
основные понятия

Марина Ионычева, психолог, гештальт-терапевт
Гештальт-терапия является сложным синтезом нескольких направлений психологии и психотерапии: психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма, психодрамы и дзен-буддизма.

С точки зрения гештальт-психологии человек воспринимает и мыслит мир как совокупность образов, а каждый образ воспринимается как целостная структура — гештальт (от немецкого слова «gestalt» (образ, форма)). Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности человека. Целью гештальт-терапии является воссоздание гармонии человеческой психики и организма.

Гештальт-терапия, как и любая нормальная психотерапия, строится на психологической теории личности, включает в себя концепцию личности, теорию патологии и конфликтов.

Гештальт-психология и гештальт-терапия это разные вещи. Гештальт психология — направление в психологии, изучающее целостные структуры сознания, образы. Возникло в Германии в начале ХХ в. в ответ на работы множества психологов-исследователей, которые «разбивали» психику на отдельные микроэлементы, а затем изучали их по отдельности. Такой подход оправдывает себя в классических точных науках: физике, математике, биологии, но не в гештальт-психологии. Слово «гештальт» как понятие было введено Г. фон Эренфельсом (G. von Ehrenfels) и не имеет точного эквивалента ни в английском, ни в русском языках. Очень приблизительно, в зависимости от контекста, его смысл может передаваться словами «образ», «форма», «структура», «организованное целое». Поэтому в психологических текстах оно, как правило, не переводится

Наши потребности — это фигуры, наша жизнь, обстановка вокруг нас — фон. Когда у нас появляется потребность и мы ее осознаем (чувствуем голод), мы можем выделить фигуру голода из фона и сознательно с ней взаимодействовать (найти еду), а по завершении взаимодействия фигура снова сливается с фоном (мы сытые и довольные можем думать о чем-то другом).

Отношение между фигурой и фоном — одно из центральных понятий гештальт-психологии. В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Так выглядит цикл контакта — схема, которой можно описать любой процесс нашей жизни.
Цикл контакта от Марины Ионычевой :)
1) Точка равновесия — ровный фон, пока нет фигур и выраженных желаний;
2) Подъем энергии, появление потребности и ее осознание, действия по поиску способов ее удовлетворения;
3) Контакт — процесс удовлетворения потребности;
4) Спад энергии, ассимиляция опыта;
5) Точка равновесия, фигура ушла в фон, готовность к формированию новых гештальтов.
«Фигурой», гештальтом, может быть любой процесс, любая потребность и путь ее удовлетворения — романтическое увлечение, поиск новой работы, секс и т.д. В каждый момент времени мы находится на разных стадиях разных циклов контакта, их длительность от нескольких минут до нескольких лет.

Словосочетание «незавершенный гештальт» означает, что какой-то процесс не завершен, что-то осталось незаконченным, что мешает и ощущается как дискомфорт, остаются эмоции, есть желание вернуться в ситуацию, как-то пережить ее заново, переписать страницу. В таком случае человек повторяет прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером/родителями/другими значимыми людьми.

Гештальт не завершается, потому что цикл контакта прерывается разными способами, они называются механизмы прерывания контакта. Не знаю, нужны ли они вам, но я расскажу:

1) слияние (конфлюенция). Я это ты, ты это я, и ничего не надо нам. Мы хотим есть, мы хотим смотреть кино. Два человека сливаются в одно целое, где нет разностей, нет индивидуальности и отличий. И нет конфликтов, но это не хорошо.

2) интроекция. Это знания, которые мы узнаем в процессе воспитания и из культуры. Громко смеяться нельзя, злость показывать нельзя, мальчики так не делают, а девочки должны. Кто-то знает все лучше нас, как должно и что можно. Если во взрослом возрасте мы не подвергаем сомнению эти интроекты, они продолжают нам мешать и радоваться жизни.

3) проекция. Это мои фантазии о другом. На меня косо посмотрели, наверное я сделал что-то не то. Или у меня одежда грязная. Он плачет, значит, он слабак. Красивая = глупая.

4) ретрофлексия. Делаю себе то, что хотел бы получить от других. Когда мне одиноко, глажу себя. Забочусь о других, даже если сам на пределе (ожидая, что они заметят и позаботятся обо мне).

5) дефлексия. Рассеивание энергии, перевод на что-то другое, не относящееся к делу. Говорим о сексе и засмеиваем. Подходим к важной теме и переключаемся на более легкое занятие. Прокрастинация.

6) эготизм. Отказ присваивать опыт. Я сделал ошибку и вместо того, чтобы ее учесть, делаю вид, что никогда не ошибался. Произошло что-то важное, а я делаю вид, что ничего особенного. Обесценивание.
Гештальт-терапия фокусируется на настоящем, на процессе «здесь-и-сейчас». Это значит, что прошлый опыт и контекст важен, но интереснее то, что происходит прямо сейчас между нами и как это связано с запросом.

Клиент может обратиться с трудностями построения отношений, и как раз можно наблюдать, как с терапевтом он ведет таким же образом, что строить отношения не получается.

Гештальт большое внимание уделяет чувствам, которые находят выражение в теле, и работает с ними с помощью осознавания, телесных и арт-методов. Бывает клиент даже не понимает, что за эмоцию он испытывает, так и говорит — «ничего не чувствую, все нормально», а тело выразительно — в груди жмет, кулаки сжимаются, уши горят. Вот так через тело мы выходим на эмоцию (что чувствую?), через эмоцию на потребность (чего хочу?), дальше — на объект (от кого хочу?) и действие (как это получить и что я могу для этого сделать?).
Парадоксальная теория изменения А. Бейссера
В гештальт подходе существует теория, сформулированная Арнольдом Бейссером в 1974 году, согласно которой изменения наступают не в результате механических попыток измениться, а в результате полного переживания того, что есть.

Вот что пишет сам Бейссер:

Гештальт-терапевт отвергает за собой роль "делателя изменений" ("changer"), его стратегией является поощрять и даже настаивать на том, что пациент есть там, где он есть, и кем он есть. Он полагает, что изменение не возникает благодаря "старанию", принуждению, убеждению или посредством инсайта, интерпретации или других аналогичных средств. Оно появляется скорее всего, если пациент, по крайней мере, на мгновение отказывается от того, кем бы он хотел стать и пытается быть тем, кем он есть.
Приходящий к терапевту и стремящийся к изменениям человек, находится в конфликте, по крайней мере, с двумя деликатными интрапсихическими образованиями. Он постоянно мечется между тем, кем он "должен быть", и тем, кем он думает, он "является", так никогда до конца ни с одним из них ни отождествившись. Гештальт-терапевт просит пациента целиком идентифицировать себя с соответствующими ролями, в каждый, момент времени с только одной из них. И с какой бы роли пациент ни начал, вскоре он переходит к другой. Таким образом, гештальт-терапевт просто поощряет его быть в настоящем тем, кем он есть.

Пациент приходит к терапевту потому, что хочет, чтобы его изменили. Многие терапевты считают эту цель вполне закономерной и используют различные средства, чтобы изменить его. Терапевт, который, в основном, занят поиском средств, как помочь пациенту, пусть даже его целью и является равенство в терапевтических отношениях, отказывается от паритетной позиции и становится всезнающим экспертом, оставляя пациенту роль беспомощной личности.

Гештальт-терапевт стремится избежать этой ловушки, поощряя пациента временно отождествиться с каждой из них и принять обе как свои собственные.
Одна из таблиц соотношения эмоций и чувств. "Любовь" представлено как эмоция, но для меня это больше состояние, оно все-таки длится не минуты.
Эмоции, чувства и состояния отличаются друг от друга длительностью. Эмоции самые кратковременные, длятся секунды.

Эмоций всего 4: страх, гнев, печаль и радость. Чувств гораздо больше и они более сложные, могут переживаться одновременно.
Чувства формируют состояния, то как мы себя чувствуем каждый день, в длительной перспективе.

Эмоции — это наши ориентиры в пространстве, что происходит со мной и рядом, что опасно, что приятно, продолжать это делать или остановиться.

Эмоции делают нас живыми. Хотя некоторые эмоции неприятны, социально неприемлемы (выражения злости или печали, или даже радости), они очень нам нужны. Если человек старается не чувствовать какую-то эмоцию, со временем он перестанет чувствовать и другие, потеряется яркость восприятия.
Гештальт-терапевт, то есть я, работает с эмоциями, чувствами, состояниями. Через диалог, через осознавание телесных процессов. С помощью метафор и образов, с помощью переструктурирования фигуры и фона.

Основные вопросы: Как, Каким образом, Что это дает, Что вы чувствуете, Как вам это, Что важно сейчас, Что вы хотите сделать, Чего вы ждете от меня. Никаких почему, никаких инструкций и универсальных «эффективных решений». Только осознавание, только хардкор.
Официальная дата рождения термина — 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд «О качествах формы». Он поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».
Записаться на первую встречу
Как лучше с вами связаться? Выберите вариант
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности,
а также подтверждаете прочтение Психотерапевтического контракта
Больше моих статей на б17.
Яндекс.Метрика