Основной принцип состоит в необходимости «лечения ситуации» — совместного с клиентом поиска оптимального способа приспособления к текущей жизненной ситуации.
Во время первой встречи мы обсуждаем проблему, выясняем историю ее возникновения, формулируем гипотезу относительно причин ее возникновения, уточняем запрос, определяем длительность общего курса и последовательность действий. В процессе консультирования мы сосредотачиваемся на ведущем эмоциональном фокусе повествования клиента, и последовательно движемся от ощущений к эмоции, от эмоции к ситуации, которая ее вызвала, и обсуждаем процессы, которые удерживают клиента в проблемной ситуации.
Используя эмоцию как проводник, мы движемся к осознаванию той потребности или группы потребностей, хроническое неудовлетворение которых порождает повторяющиеся проблемы или кажущиеся безнадежно неразрешимыми трудности. Довольно часто они вызваны автоматическим, и не всегда осознаваемым способом воспринимать, чувствовать и действовать. Для того, чтобы процесс индивидуального консультирования или терапии был успешным, необходимо согласованное понимание целей процесса обеими сторонами.
Гештальт-подход обладает достаточной гибкостью и полнотой, чтобы затрагивать все измерения переживаний (чувства, ощущения, мысли, поведение, отношения, ценности).
Гештальт-подход относится к клиент-центрированным и процесс-ориентированным методам работы. В фокусе метода поиск ответов на вопросы «что приводит к повторяющимся сложностям», «как я воссоздаю проблемы в текущей ситуации», «что мешает мне изменить положение вещей?», «какие новые формы реакции и поведения я могу использовать?».
Больше про гештальт-терапию читайте здесь.