Нарушение этики психологаВы наверняка знаете про
этический кодекс: психолог не должен нарушать границы клиента
- вступать в дружеские, сексуальные и иные отношения, кроме терапевтических,
- получать и дарить подарки,
- прикасаться вне терапевтического контекста и то, только с предупреждения и согласия клиента,
- обменивать свои услуги на другие услуги (бартер) и так далее.
То есть, запрещено любое использование клиента в собственных целях терапевта.
А именно этим и является сбор и публикация отзывов от клиентов, описание кейсов клиентов, использование маркетинговых техник типа "торопись! последний день распродажи! приведи друга - получи скидку!".
Просьба написать отзыв о работе и публикация его, даже с согласия клиентаПочему это нарушение? Психотерапия — очень специфическое поле, где происходит тонкая сонастройка и где все имеет свое значение. Психологу нельзя использовать «служебное положение» для своих целей, потому что клиент более уязвим, чем специалист. Отношения неравные, потому что клиент гораздо больше про себя говорит личного, чем терапевт. На психолога могут быть спроецированы отношения с другим значимым взрослым, которому сложно отказать, и клиент будет вынужден согласиться.
Отзывы в принципе немного бессмысленны на мой взгляд. Скорее всего он будет написан в эйфории первых встреч, что не является показателем. И в целом отзывы настолько субъективная вещь, что нельзя быть уверенным, что другому этот человек поможет так же как мне. Лучше пробовать самому и составлять собственное мнение.
Я допускаю целесообразность отзывов для стандартизированных товаров и услуг типа курсов, но это и не психотерапия.
Использовать в продвижении своих услуг «грязные» маркетинговые приёмы:- только сегодня и только сейчас! Акция до конца дня!
- Купи две сессии, третья в подарок
- Приведи друга, получи скидку
- Пакет консультаций
- Возьму в работу только трех человек, торопись!
- И другие рыночные выкрикивания
Почему это нарушение?
Это по сути манипуляция, давление на клиента и создание ажитации для срочного решения. И это противоположность тем ценностям, что должны разделять психологи — уважение к личности, свободный выбор, открытость, осознанность.
А если я как клиент возьму «абонемент» у психолога на 10 встреч и через 3 пойму, что мне не нравится, вернет ли он мне деньги? Сомневаюсь. Затруднит ли это процесс терапии? Однозначно.
Меня уже будет держать в терапии не мой свободный выбор, а финансовое обязательство, некая вынужденность, нежелание терять деньги. И это привнесет никому не нужные контексты в и без того непростое установление рабочего альянса.
Короче, агрессивный маркетинг в психотерапии — моветон и зашквар.
Приемлемые способы продвижения: реклама с честным открытым сообщением типа «привет, давай знакомиться, я психолог, если нужен обращайся, а пока почитай, что интересного я пишу» и сообщение о днях приёма/стоимости сессии. Просто информирование вместо впаривания.
Я никогда не публикую кейсы клиентов, а все тексты, которые есть на этом сайте и в моем инстаграме, основаны на моем личном опыте терапии и супервизии либо имеют элементы собирательных образов, которых полно и вне стен моего кабинета.
Вывод такой: отзывы для психотерапии как специфичной услуги чаще всего нерелевантны.
В терапии работают отношения, а с каждым клиентом они выстраиваются свои особые, и то, что подошло и понравилось одному, не подойдет другому. Способами верификации являются документы об образовании (которые тоже не гарантируют подходящесть специалиста конкретно вам), рекомендации супервизоров и коллег, которые видят, что специалист адекватен и способен работать, и самое главное - ваше впечатление о нем. Какой бы ни был опытный и образованный психолог, если вам он не приятен, не симпатичен, вы ему не доверяете, толку не будет от такой терапии.
Терапия очень субъективная штука, и найти "своего" специалиста можно только выбирая и пробуя.
Про то, как выбрать себе психолога,
написала еще в 2016 в Вконтакте.